Варлахина Ю. В. Мой успешный проект
Воспитатель Варлахина Ю. В. - Методические разработки
Мой успешный проект
на тему: «Экспериментирование – как средство ознакомления детей с окружающим миром»
Тип проекта: познавательно – творческий.
Продолжительность проекта: две недели.
Актуальность проекта: Самостоятельное познание ребёнком окружающего мира хаотично и спонтанно, поэтому для его развития этого недостаточно. Важна система в организации познавательно – исследовательской деятельности детей, которую может обеспечить только взрослый. С учётом принципов системно – деятельностного подхода, который является методологической основой ФГОС дошкольного образования, необходимо развивать у детей умение самостоятельно ставить цель деятельности, искать возможные способы решения по достижению цели и получать его. Такой подход возможен только при отношении к ребёнку как к субъекту деятельности.
Участники проекта: дети и родители первой младшей группы, воспитатели.
Цель проекта:Развитие экспериментальной исследовательской деятельности дошкольников, направленной на решение познавательных задач в процесс ознакомления с окружающим миром.
Задачи проекта:
Создать условия для расширения кругозора детей через знакомство с экспериментальной деятельностью.
Развитие мыслительных способностей: операций анализа, классификации, сравнения, обобщения; формирования способов познания путем сенсорного анализа; развитие самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Развитие самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
Новизна: Экспериментирование – нетрадиционный поход в образовании дошкольников, который позволяет широко развивать логическое мышление, творчество, фантазию. Для познавательного развития детей крайнее важным является взаимосвязь двух составляющих: основы для знаний (формирование представлений ) и деятельности (формирование познавательных действий). Только их сочетание обеспечивает детям осознанное, не формальное усвоение содержания образования.
Подготовительный этап проекта :
1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
2. Создание экспериментальной лаборатории в группе: обогащение уголка экспериментирования необходимыми материалами, приборами.
3. Подбор подвижных и речевых игр, стихов и загадок о неживой природе.
4. Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы.
5. Составление и создание опытов, экспериментов с разными объектами неживой природы.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТА
1.Тематические беседы с детьми:
«Чудеса в природе-солнышко» - составление рассказа.
«О свойствах воздуха» - знакомить детей с воздухом.
«Из чего бабушка стряпает пирожки»- составление рассказа.
«Мыльные пузыри»- познавательная беседа.
«Свойства воды» - познавательная беседа.
2. Ознакомление детей с литературой:
Г. Бойко «Солнышко»;
А. Павлова «Солнышко, похожее на маму»;
А. Бецко «Шарик»;
А. Барто «Кораблик», «Флажок»;
А. Вишневская «Пирожки»;
Песенки, потешки, заклички: «Наши уточки с утра...»,
«Солнышко, ведрышко...», «Дождик, дождик, пуще…»,
«Как на беленький снежок», «Водичка, водичка…»,
«Тёплая водичка».
З. Образовательная деятельность:
ОО «Художественно – эстетическое развитие».
Рисование по теме: «Светит солнышко в окошко».
Цель: обучать рисованию прямых линий в разных направлениях, закрашиванию по контуру (рисование пальчиками).
Рисование на мокром песке по теме: «Чудесное превращение круга и квадрата».
Цель: закреплять знание о геометрических фигурах, развивать воображение детей.
Лепка тема: «Пирожки».
Цель: создать условия для практической деятельности.
Аппликация тема: «Чашечки для мамочки».
Цель: закреплять умение наклеивать готовые формы.
4. Игровая деятельность:
Пальчиковая игра «Солнышко, солнышко».
Цель: способствовать развитию моторики рук;
Игра «Пускание мыльных пузырей»
Цель: стимулировать двигательную активность.
Игра-ситуация «Солнечные зайчики».
Цель: способствовать развитию воображения, побуждать к двигательной активности.
Д/и: «Я помогаю маме».
Цель: активизировать речь детей.
Игра-экспериментирование с мокрым и сухим песком «Пирожки для мишки».
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, делать выводы.
Игра с песком « Интересные фигурки».
Цель: помочь в изучении свойств сырого песка, в совершенствовании конструктивных умений.
5. Экспериментирование.
1. Экспериментирование «Шарик для Винни-Пуха»
Цель:
-познакомить детей с понятием «воздух»;
- формировать знания детей о свойствах воздуха: прозрачный, невидимый,
имеет вес, может двигаться, им можно рисовать, необходим всем живым для
жизни;
- вовлечение детей в проведение опытов;
- пополнить словарь детей словами: двигается, надутый, спущенный, ознакомить с тем, что внутри человека есть воздух, помочь сделать фокус – обнаружить воздух.
2. Экспериментирование с водой «Водичка - волшебница».
Цель:
-познакомить детей со свойствами воды (прозрачная, без запаха, текучая).
3. Экспериментирование с песком«Песочная страна чудес».
Цель:
-формировать представления детей о свойствах песка;
- обогащать тактильный опыт детей;
- активизировать словарь детей новыми словами: «влажный», «сыплется», «струйка».
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРОЕКТА
Анализируя данный проект можно сделать следующие выводы:
Ø Материалы для разработанного проекта выбраны с учетом возрастных особенностей детей раннего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята.
Ø Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на экспериментирование.
Ø Удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог-родителей.
Родители принимали участие в реализации проекта на этапе закрепления интереса к экспериментам и дали положительную оценку проведенной работе.
Перспектива проектной деятельности в данном направлении:
С целью повышения интереса к экспериментальной деятельности в различных ситуациях необходимо продолжать систематическую работу по указанной теме через создание и реализацию новых проектов с использованием интегрированного подхода в этом направлении.
Продукт проектной деятельности: альбом «Опыты по экологии», картотека опытов.