Васильева О. В.

Главная - Группы ДОУ - 2-ая младшая группа "Гномики"- Васильева О. В. 


Воспитатель МБДОУ д/c «Светлячок» г. Чаплыгина , Липецкой области.   Образование средне - педагогическое, окончила Лебедянское педагогическое училище по специальности воспитатель детского сада.   Стаж педагогической работы 23 года. В настоящее время имею первую квалификационную категорию по должности воспитатель.   Работаю по основной еобразовательной программе МБДОУ д/с «Светлячок», разработанной в соответствии с ФГОС, на основе программы «Детство» (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.Л. Михайлова).  В процессе обучения детей использую следующие современные технологии:  развивающие обучение, проблемное обучение, разноуровневое обучение, коллективную систему обучения, элементы ТРИЗ, проектные методы обучения, здоровье - сберегающие технологии, ИКТ.   В своей работе использую различные формы непосредственной образовательной деятельности: игровую, сказки, беседы, интегрированную, тематическую, пресс - конференции, экспериментирование.   Распространяю собственный педагогический опыт через открытые мероприятия, мастер классы, участвую в методических семинарах, объединениях.   Свою работу строю с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опираясь на основные принципы психологии и дошкольной педагогики. Выстраиваю деятельность детей с учетом их интересов и потребностей.

                      фото


Из опыта работы воспитателя МБДОУ д/с «Светлячок» г. Чаплыгина  Васильевой О. В. на тему: «Ознакомление дошкольников с  литературой в разных видах деятельности».

 

 

 

 фото

 

 

«Литература даёт нам колоссальный, обширный  и

глубочайший опыт жизни. Она делает человека   

интеллигентным, развивает в нём не только          

чувство красоты, но и понимание — понимание  

жизни, всех её сложностей, служит проводником 

в другие эпохи и к другим народам, раскрывает   

перед вами сердца людей. Одним словом, делает 

вас мудрыми.»                                                           

 

(Д. С. Лихачёв «Письма о добром и

прекрасном». М. , 1989, с. 96-98.)  

 

       Искусство для детей — это обширная и поистине прекрасная область современной культуры. Она включает в себя детский театр, цирк, радио, видео и телевидение. Но даже в окружении этих муз, многие из них рождены новейшей техникой, одно из древнейших искусств — литература, а также сопутствующая ей книжная иллюстрация занимает особое место в жизни современного ребёнка.

       Дети даже в дошкольном возрасте способны к восприятию эстетической, художественной сущности литературы и магии поэзии. Глубокую настоящую радость испытывают дети, слушая размеренную, безграничную по словесным богатствам речь русской народной сказки, динамичную, задорную речь С. Михалкова или юмористически окрашенную речь Н. Носова.

        Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и даёт ребёнку прекрасные образы русского литературного языка. Эти образы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

         Художественная литература — одно из важнейших средств всестороннего гармоничного развития личности. Она необычно расширяет жизненный опыт детей: помогает почувствовать, узнать и пережить то, что ребёнок не сможет испытать и пережить в действительной жизни. В процессе чтения художественных  произведений у ребёнка накапливается опыт разнообразных непосредственных читательских переживаний: различно окрашенных читательских эмоций — от восторга до грусти и даже страха; чувств связанных с восприятием произведений различных жанров, стилей, авторов. Ребёнок обретает привязанности; реализует свои предпочтения, осуществляет читательский выбор.

 

       Чтение художественных произведений развивает речь детей: обогащает, уточняет и активизирует словарь дошкольников на основе формирования у них конкретных представлений и понятий.

       При ознакомлении дошкольников с художественной литературой я использую следующие методы:

1. Чтение по книге или наизусть.

2. Рассказывание.

3. Инсценирование.

4. Заучивание наизусть.

        В младшем дошкольном возрасте я воспитываю у детей любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточить внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формирую навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге.

        Начиная с младшей группы я подвожу детей к различению жанров. Сама называю жанр художественной литературы: «расскажу сказку, прочитаю стихотворение». Рассказав сказку, помогаю детям вспомнить интересные места, повторить характеристики персонажей («Петя-петушок, золотой гребешок», «Выросла репка большая-пребольшая»), назвать повторяющиеся обращения («Козлятушки-ребятушки, отомкнитеся, отопритеся!», «Терем-теремок, кто в тереме живёт?») и действия («Тянут-потянут, вытянуть не могут»). Помогаю запомнить этот материал и научиться повторять его с разными интонациями. Дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку, однако речь их  недостаточна выразительна. Причинами могут быть плохая дикция, неумение правильно произносить звуки. Поэтому я стараюсь учить детей чётко и внятно произносить звуки, повторять слова и словосочетания; создаю условия для того, чтобы новые слова вошли в активный словарь.

        В средней дошкольном возрасте углубляю работу по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликаться на описанные события. Во время образовательной деятельности привлекаю внимание детей к содержанию, и к легко различимой на слух (стихотворная, прозаическая) форме произведения, а также к некоторым особенностям литературного языка (сравнение, эпитеты). Это способствует развитию поэтического слуха, чуткости к образной речи. Как и младших группах , называю жанр произведения. Становится возможен небольшой анализ произведения,  то есть беседа о прочитанном. Учу детей отвечать на вопросы, понравилась ли сказка (рассказ), о чём рассказывается, какими словами она начинается и какими заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказывать своё  отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки; характеризовать нравственные качества, даёт возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным выражениям, грамматическим конструкциям.

 

        В старшем дошкольном возрасте у детей возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный  и литературный опыт даёт ребёнку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить её.

         Своё отношение к сказкам, рассказам, стихам дети выражают в рисунке, поэтому сюжеты литературных произведений предлагаю как темы для рисования.

          Огромную роль в становлении творчества играет ознакомление детей с произведениями искусства, которые обогащают мир душевных переживаний ребёнка, помогают ему почувствовать художественный образ. Поэтому, я решила использовать театрализованную деятельность для ознакомления дошкольников с художественной литературой. Ни для кого не секрет, что сейчас люди очень мало читают, общение с книгой заменяет интернет. Родители очень мало читают детям, поэтому у них уже в дошкольном возрасте утрачивается интерес к книге. В детском саду дети предпочитают активные игры чтению, поэтому и возник вопрос о поиске эффективных средств привития любви к художественной литературе и всестороннему развитию дошкольников.

          В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства, наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников. Театр воздействует на воображение ребёнка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой и т. д. Театр формирует у детей целеустремлённость, собранность, взаимовыручку.

          Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи.

         Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отожествления.

           Настоящая творческая игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Ведь текст произведения как канва, в которую дети сами вплетают новые сюжетные линии, меняют концовку и т. д.

           Творчество ребёнка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, я стремлюсь донести до детей, каков персонаж, почему он так поступает. И делаю это в процессе слушания произведения. Чтобы понять, какой герой, мы с детьми анализируем его поступки, оцениваем их, учу понимать мораль произведения.


          Значение природы в жизни человека велико и многообразно. Природа — могучий источник познания. Но хорошо познать, изучить, полюбить явления природы нельзя без художественного слова.

          Ведь художественное слово в самых разнообразных формах — потешка, сказка, рассказ, лирическое стихотворение, загадка, пословица, поговорка — издавна использовались как одно из действенных средств воспитания детей.

          Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. С целью воспитания у детей художественного восприятия природы, бережного отношения к ней, со старшими дошкольниками в зимние время года заучивала стихотворение С. Есенина «Белая берёза», а весной интерес к наблюдению за берёзой поддерживала с помощью загадки: «Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит, а в один из тёплых дней май серёжки дарит ей».  При чтении стихотворения П. Воронько «Берёзка» старалась вызвать у детей радость, сочувствие к берёзке.

           Использование в работе загадок, коротких стихотворений, пословиц и поговорок способствовало формированию у детей глубокого познавательного интереса к природе, пониманию бережного обращения к ней. Например, наблюдая за берёзой во 2 мл. гр. я начинала ласковым обращением к ней: «Здравствуй берёзонька, здравствуй, красавица! Мы пришли полюбоваться тобой!» В средней группе в начале наблюдения загадывала загадку: «Стоит Алёна — платок зелёный, тонкий стан, белый сарафан». В следующий раз  во время прогулки загадывала другую загадку: «Разбежались по опушке в белых платьицах подружки».

             Художественное слово вызывает у детей новые интересы, направляет их внимание на то, что они ещё не замечали.

             Так, например, после чтения рассказа М. М. Пришвина «Золотой луг» дети стали следить за лужайкой, где росли одуванчики, и были очень рады, когда подметили то, о чём они впервые узнали из рассказа Пришвина.

              Малышам предлагаю загадки, в которых названы характерные признаки внешнего вида (цвет, форма, величина), отмечены те качества которые дети хорошо знают (голос животного, чем оно питается, повадки и др.)

             Кроме того, отгадывание загадок вызывает у дошкольников удовольствие. Дети тянуться к загадкам, как к увлекательной и интересной игре. Особенно они любят загадки типа «Подскажи  словечко».

             Литературное произведение выполнит свою воспитательную роль в том случае, если оно дойдёт до ума и сердца, т. е. Если ребёнок в состоянии и почувствовать то , о чём рассказывает писатель.

             Художественная литература помогает познакомить с явлениями природы, с жизнью растений и животных. Так, произведения В. Бианки помогают мне в занимательной форме раскрыть перед детьми сложные явления природы.

             Пословицы, поговорки, загадки, стихи предлагаю детям в процессе наблюдения. Образный язык их помогает выделить определённые качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы.

           Для закрепления знаний и умений во время образовательной деятельности широко использую художественную литературу. Так, при рассматривании картины «Зимние развлечения» для лучшего восприятия картины я загадывала загадку о зиме. Во время рисования осени читала стихи об осени русских писателей.

      Произведения литературы обогащают словарный запас ребёнка, его речь развивается на лучших образцах родного языка.

          Итак, в заключении хочу сказать, что художественная литература является универсальным развивающе-образовательным средством, выводя ребёнка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечиваю языковую среду. По определению С. Я. Маршака ознакомление дошкольников с художественной литературой — это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.



Яндекс.Метрика