Проект "Герб города Чаплыгина"

Исследовательский проект в старшей группе

 

« Герб города Чаплыгина»

Автор: воспитатель

Распопова Юлия Михайловна

 

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт проекта

Вид проекта: исследовательский.

Продолжительность: 1 – 2 недели.

Участники проекта: дети группы, воспитатель, родители.

Образовательные области: Коммуникация, Социализация, Познание, Художественное творчество, Чтение художественной литературы.

Актуальность:

Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать богатства.

Ведь чтобы воспитать патриотов своей страны, для начала нужно воспитать патриотов своего родного края.

Основное внимание в наше время должно сосредотачиваться на воспитании трудолюбивой и любознательной личности, знающей историю и традиции своего края и уважающей живущих рядом людей.

У каждого человека есть малая родина - место, где он родился и вырос. Для нас - это Чаплыгин.

Формирование у детей представления о символике города (герба) является важной составляющей нравственно-патриотического воспитания.

Тема о гербе города заинтересовала меня, потому что каждый уважающий себя гражданин города обязан знать главный символ родного города.

 

 Цель проекта: воспитать нравственно-патриотические чувство за счёт знакомства детей с гербом родного города.

 

Задачи проекта:

  • Познакомить детей с гербом города Чаплыгина;
  • воспитывать чувство гордости за свой родной город;
  • познакомить с краеведческим музеем города Чаплыгина;
  • Формировать умение передавать свои впечатления в продуктивной деятельности.
  • обобщить и систематизировать полученные знания;
  • расширить кругозор детей;
  • приобщать к сотрудничеству родителей.

 

Задачи образовательных областей:

Коммуникация:

-       Развивать свободное общение со взрослыми;

-       Развивать все компоненты устной речи.

Социализация:

-       Развивать игровую деятельность;

-       Формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства.

Познание:

-       Развивать познавательно-исследовательскую деятельность.

Художественное творчество:

-       Развивать детское творчество.

Чтение художественной литературы:

-       Приобщать к словесному искусству.

 

Предполагаемый результат:

В ходе реализации проекта дети узнают о происхождении гербов. У них будет сформировано представление о гербе города Чаплыгина. Дети начнут проявлять интерес к жизни города и смогут отражать полученные знания в продуктивной деятельности.  Появление интереса у родителей к проблемам ДОУ.

 

Роль родителей в реализации проекта: помощь в посещении краеведческого музея; участие в создании герба семьи.

Продукт проектной деятельности: создание герба группы.

Презентация: оформление выставки «Это герб моей семьи!».

 

Обобщение. Структура проекта предполагает поэтапное знакомство с гербом родного города. В работе используются различные формы и методы. Знания, полученные во время проекта, помогу повысить значимость патриотического воспитания детей, формированию патриотических чувств у дошкольников. Все этапы проекта пройдут через разные виды деятельности, используется развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку. Проект интересен как детям, так и взрослым, сплотит родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны.

 

 

Литература.

  1. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью.
  2. Елецких В. Л. Чаплыгин. Визитная карточка . 2006. – 64 с.
  3. Лаврова Л. Н. Разработка основной общеобразовательной программы ДОУ: учебно-методическое пособие /Л. Н. Лаврова, И. В. Чеботарёва, Л. Ю. Демихова. – Липецк:ЛИРО, 2011. – 116 с.
  4. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.

 

 

План реализации проекта

Подборка краеведческого материала в соответствии с запланированной деятельностью: обогащение развивающей среды материала о Чаплыгине (книги, открытки, фотографии, карта Липецкой области, дидактические игры, продукты детского творчества и т. д.).

Форма работы

Тема

Задачи

Интегрированная НОД (познавательное развитие и продуктивная деятельность – аппликация)

«Откуда герб пришёл»

Познакомить детей с историей происхождения герба;

закрепить умение детей работать сообща при создании единой композиции.

Экскурсия

«Мы идём в музей»

Воспитывать интерес и любовь к родному городу.

Беседа

«Что изображают на гербах?»

Познакомить детей с наукой «Геральдикой». Рассказать, что она изучает.

Продуктивная деятельность (лепка)

«Узор на щите»

Развивать умение продумывать содержание своей работы.

НОД  (познавательное развитие)

«О чём рассказывает герб Чаплыгина?»

Познакомить детей с гербом родного города.

Творческое задание

«Нарисуй герб семьи»

Приобщать родителей к взаимодействию с воспитателем и детским садом.

Дидактическая игра

«Собери картинку»

Закрепить знания о гербе.

Развивать умение составлять целое из частей.

Дидактическая игра

«Продолжи предложение»

Формировать умение быстро понимать смысл услышанного, запоминать и составлять высказывания.

Сюжетно-ролевая игра

«Семья»

Развивать и усложнять известный сюжет. Учить распределять роли.

Сюжетно-ролевая игра

«Строители»

Учить придумывать сюжет игр, отображать общественно-политические события, отношения взрослых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект интегрированной

непосредственно-образовательной деятельности

«О чём рассказывает герб Чаплыгина?»

 

Подготовила воспитатель:

Распопова Ю.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель:

Это воспитание чувства патриотизма через изучение символики.                                 Задачи:                                                                                                                               

  1. Познакомить детей с гербом Чаплыгина.

  2. Систематизировать знания детей.

  3. Развивать внимание, память, воображение, образное мышление, логическое мышление, мелкую моторику, конструктивные навыки.                 

  4. Развивать желание самим изготовить маленькие гербы с символикой города.                

 5. Воспитывать у детей любовь и уважение к родному городу, чувство гордости за свой город.                                                                                                                                                                                                                                     

Материал:   иллюстрация с изображением герба города Чаплыгина, акварельные краски, кисточки, стаканчики для воды, тонированная бумага в форме герба.                                                                                                        

 

 Предварительная работа:                                                                                      

Рассматривание открыток с изображением Чаплыгина. 

Рассматривание гербов других городов.                            

 

Ход НОД

Воспитатель. Ребята, у каждого из нас есть свой дом и семья. Кем вы являетесь для мамы и папы?

Дети. Сыном, дочкой, ребёнком, детьми.

В. А для бабушки и дедушки?

Д. Внуками.

В. Дети, но у нас всех есть один общий дом. Как вы думаете, какой?

Ответы детей.

В. Да, это наш город. А как называется наш город?

Д. Чаплыгин.

В. А наш город какой?

Ответы детей.

В. Ребята, у каждого города есть свой отличительный знак. Как он называется?

Д. Герб.

В. А вы знаете, как выглядит герб нашего города?

Ответы детей.

В. Хотите я вам расскажу?

Ответы детей.

Воспитатель показывает детям изображение герба.

В. Ребята, внимательно посмотрите и скажите, что вы видите на гербе?

Ответы детей.

В. А вы знаете, почему на гербе изобразили ветви яблони?

Ответы-предположения детей.

В. Помните, как раньше назывался наш город?

Д. Раненбург.

В. Так вот, яблоневые ветви указывают на историческое название города Раненбург - "апельсиновая крепость". Тогда как слово "апельсин" с голландского языка  (ведь кроме русского, есть много других языков, если хотите, можете попросить родителей, и они вам расскажут) переводится как китайское яблоко. А как вы думаете, почему именно ветви яблони изобразили на гербе нашего города?

Ответы детей.

В. Раньше в нашем городе было большое количество яблоневых садов. А яблоня – это символ плодородия, изобилия, знания. Поэтому на гербе решили изобразить именно их.

В. А на каком фоне изображены ветви?

Ответы детей.

В. Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

В. Ребята, серебро -  это символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания.

Червлёный (красный) цвет - символ мужества, силы, труда, красоты.

Зелёный цвет - символ природы, здоровья, жизненного роста.

В. Ребята, я предлагаю вам немножко отдохнуть и поиграть. В старину были рыцари, а сейчас – солдаты. Давайте превратимся в солдат и поиграем.

Физкультминутка «Мы солдаты».
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой — раз, левой — раз,
Посмотрите все на нас.
Все захлопали в ладошки —
Дружно, веселей!
Застучали наши ножки
Громче и быстрей! (Ходьба на месте.)

 

В. Ребята, теперь вы знаете, как выглядит наш герб. Я предлагаю вам нарисовать маленькие гербы нашего города и подарить их своим родителям.

 

Воспитатель напоминает детям, как правильно и аккуратно необходимо обращаться с красками и кистью. Дети выполняют рисунок, опираясь на герб нашего города.

 

В. Ребята, посмотрите, какие красивые гербы у вас получились.

А с гербом какого города мы сегодня познакомились?

Ответы детей.

 В. Ребята, теперь у каждого из вас дома будет частичка нашего города.

 

 

                   проект

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект интегрированной непосредственно- образовательной деятельности

«Откуда герб к нам пришёл»

(познавательное развитие и продуктивная деятельность – аппликация)

 

 

 

 

Подготовила воспитатель:

Распопова Ю.М.

 

Цель: воспитывать у детей интерес к прошлому, расширять кругозор детей.

Задачи:

  • познакомить детей с историей происхождения герба, его значением в жизни человека;
  • закрепить умение детей работать сообща при создании единой композиции.

Материалы: иллюстрации с изображением рыцарей, гербы (пекаря, часовщика), заготовки для герба молочника (изображение коровы, молочных продуктов: сыр, молоко, сгущённое молоко и т.д.), клей, кисточки.

 

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, сегодня мы узнаем с вами, откуда к нам пришёл герб. Посмотрите, что я вам принесла.

(Воспитатель показывает детям  иллюстрации с изображением рыцарей на коне и без.)
Воспитатель.
Как вы думаете, кто это? (Ответы детей.)

Правильно - это рыцари.
Воспитатель: В давние времена во многих странах были такие войны-рыцари. Вы, наверно, слышали о них, смотрели фильмы. Рыцари часто проводили турниры, где боролись друг с другом. Рыцарь должен был быть обязательно на коне. Ребята, а какие виды старинного оружия вы знаете?

(Ответы детей.)

А что защищало воина?

Дети: Доспехи, щит.

Воспитатель: Как вы думаете, для чего они одевали доспехи и зачем им щит?

(Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, для того, чтобы защититься от мечей и копий. Шлемы закрывали лица, и для того, чтобы можно было узнать друг друга, во время турниров рыцари стали прикреплять к ним ленточки, султанчики, а позже стали рисовать на щитах и доспехах различные знаки. Такой знак и называли гербом.
Позже гербы стали придумывать  не только воины, но и семьи, а затем города, страны. Герб – значит наследство, которое дети получили от отца. Он был дороже золота и драгоценностей.

 Воспитатель: Ребята, а хотите отправиться в путешествие?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Тогда отправляемся и узнаем, что же интересное нас ждёт.

Под музыку дети шагают змейкой 

Ребята на нашем пути оказался дом, (на доме герб пекаря). Как вы думаете, кто здесь живет? 

Дети: Пекарь.
Воспитатель: А как вы догадались? (ответы детей) Чем занимается пекарь?
Дети: Он печёт хлеб и вкусные булочки.

Воспитатель: Ребята, мне кажется, что нам пора отдохнуть. Поиграем в игру «Калачи»?

Ча, ча, ча

Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)

Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)

Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)

Печет печка калачи (4 приседания)

Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)

Очень съесть я их хочу (гладят по животу)

Воспитатель: Продолжим наше путешествие.

Дети: Да.

Под музыку дети шагают змейкой 

А вот ещё один домик стоит, (на домике герб закрыт). Кто же здесь живёт, ребята? 

Ответы детей.
Воспитатель: А как нам узнать?

Ответы детей.

Воспитатель: А я придумала. Я вам загадаю загадку, если вы её отгадаете, то герб откроется, и мы с вами узнаем, кто здесь живёт.

Мы идём, тик-так, идём,
Стрелки крутим день за днём,
Чтобы вы не опоздали,
Чтобы раньше всех вставали!
Прозвоним мы в нужный час -
Позовём на завтрак вас!
Мы идём, тик-так, идём,
Но лентяев мы не ждём!
Дети: Это часы.

Воспитатель: Ребята, так кто же живёт в этом домике?

Дети: Часовщик.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Наше путешествие продолжается, (звучит музыка). А вот и третий домик (на домике нет герба) Ребята, чего-то здесь не хватает. Кто догадался? 

Дети: Герба.
Воспитатель: А у меня и загадок больше нет. Мы теперь и не узнаем, кто здесь живет. Слышите шаги? В домике кто-то есть.

Выходит молочник  

Молочник: Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Я - молочник. Но у меня случилась беда – сильный ветер сорвал мой герб, и он улетел. Вы мне поможете его составить? А я в долгу не останусь.

Дети: Поможем.

 Воспитатель: Тогда приступайте к работе. Перед вами на столе имеются заготовки для герба, клей ,кисточки и другие необходимые вещи.

Дети подходят к специально отведенному столику и приступают к работе. 

Молочник: Спасибо огромное. Мне очень понравился герб. За вашу работу я вас сейчас угощу, (молочник выносит из домика угощение).

Воспитатель: Дети, давайте поблагодарим молочника за угощение.
Дети: Спасибо.
 Воспитатель: Ребята, что же можно узнать по гербу?

Ответы детей.

Воспитатель: Дома вместе с родителями придумайте герб своей семьи и принесите его в детский сад. Но гербы есть не только у семей, но и у городов и стран. Об этом мы узнаем в следующий раз.

 

 герб1

 

 

 

герб2

 

Яндекс.Метрика