Пальчиковыеигры

Воспитатель рекомендует

       В определенном смысле подготовку к школе можно начинать с младенчества. И пальчиковые игры для этого незаменимы: есть много шансов, что кроха научится связно говорить, а затем читать и писать раньше сверстников.

Занятия с пальчиками лучше всего начинать с трехмесячного возраста. Пока ребенок сосет грудь, возьмите его ручку и помассируйте каждый пальчик, погладьте ладошку. Поглаживать следует в направлении от кончиков пальцев к запястьям, а каждый пальчик ребенка сгибать и разгибать по очереди. Эти занятия полезно проводить ежедневно в течение 2-3 минут. Такие простые упражнения благотворно скажутся на здоровье малыша, будут способствовать раннему развитию речи. Используйте все известные стихотворения: «Сорока-белобока» и «Ладушки». Они и станут первыми пальчиковыми играми вашего крохи.

Пальчиковые игры – это, как правило, инсценировка детских стихов. Они хорошо развивают произвольное внимание, координацию и мелкую моторику, которая тесно связана с речью и мышлением, подготовкой к письму. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и мышления добиться не удастся. В коре головного мозга отделы, отвечающие за тонкую ручную моторику и артикуляцию, находятся рядом и тесно связаны. Рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы подталкивает формирование речи. Следовательно, тренируя тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем его речь. А благодаря пальчиковым играм кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Разучивая тексты с гимнастикой, малыш не только станет лучше говорить, но и разовьет воображение и память. Кроме того, подобные занятия помогают развить творческие способности детей.

Однако пальчиковые игры –  это, прежде всего веселые занятия, а уж потом развитие и обучение. Основная деятельность дошкольника, как известно – это игра. А если игра содержит в себе рифмованную речь и движения, то она полностью соответствует потребностям, присущим дошкольному возрасту, и нравится детям.

«Волна». Расположить руки перед собой ладонями вниз. Развести пальцы и рисовать по очереди каждым пальцем отдельно волну сверху вниз. Можно сочетать чтение стихотворения с движениями как одной, так и двумя руками.

По земле ползет червяк,

(Большим пальцем.)

По реке плывет моряк,

(Указательным.)

Дым клубится из трубы,

(Средним.)

Лыжник катится с горы,

(Безымянным.)

В лес ведет тропинка –

(Мизинцем.)

Все одна картинка!

(Всеми пальчиками собранными вместе.)

Для разнообразия занятий следует использовать различные предметы. Существует много игр, где используются карандаши, шнурки, платок.

«Медведь». Медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак.

Лез медведь в свою берлогу,

Все бока свои помял,

Эй, скорее на подмогу,

Мишка, кажется, застрял!

Теперь нужно с силой вытянуть платочек из кулака, затем повторить сначала.

Малыши от года до двух хорошо могут выполнять движения одной рукой, а трехлетние дети уже легко справляются с более сложными вариантами, такими, как в игре «Осьминог».

«Осьминог». Положите обе кисти на стол, касаясь его подушечками восьми пальцев (кроме больших). Пальцы врозь. Нужно выполнять движения двумя руками одновременно.

Как трудно осьминогу

Обувать сапожки,

(«Шагаем» пальцами по столу в ритме стиха, начиная с мизинцев.)

Если даже не могу

(Постукивание большими пальцами по столу вместе.)

Я обуть две ножки!

(Постукивание большими пальцами по столу поочередно.)

Детям 4 лет становятся доступны игры с использованием различных мелких предметов.

Маленькие пальчики могут показать жест «отлично», попрощаться или позвать к себе, одобрить аплодисментами, пригрозить и многое другое.

«Утки».

Только поднялась заря,

(Поднимаем руки ладошками вверх.)

Во дворе: кря-кря, кря-кря!

(Разворачиваем ладони и соединяем ритмично большой палец с остальными.)

Кря-«пока» и кря-«привет»,

(Еще два движения.)

Кря-вопрос и кря-ответ,

(Еще два движения.)

Кря да кря-язык такой,

(Еще два движения.)

Уткам, селезням родной.

(Пожимаем руки, как бы здороваясь.)

«Если ребенок, поступающий в первый класс, не различает пальцы рук, - это верный признак ожидающих его трудностей в обучении и математике, и чтению», - утверждают психологи. Игры, направленные на различение пальцев рук, выполняются каждым пальчиком отдельно, по очереди, как в игре «Соки».

«Соки». Загибаем пальчик при произнесении названия каждого сока на одной, а затем на другой руке, начиная с мизинца:

 

На здоровье соки пейте,

Но ни капли не пролейте:

Апельсиновый, вишневый,

Виноградный, и грушевый,

Абрикосовый, клубничный,

Вкус у каждого отличный!

Можно выпить сок томатный,

Он особенно приятный.

Сок моркови и граната

Так полезен вам, ребята!

(Показываем большой палец.)

Обязательно используйте игры на симметричное изображение одновременно двумя руками. Такие занятия направлены на координацию действий обоих полушарий мозга. По возможности старайтесь предлагать ребенку работать двумя руками. Достаточно часто неуспеваемость детей и нарушение функций обучения связаны с неспособностью к взаимодействию левого и правого полушарий, которая может быть устранена путем овладения специальными двигательными упражнениями.

При таких играх расслабляются глаза и руки, деятельность обоих полушарий синхронизируется. Кроме инсценировки стихов, вы можете попросить ребенка нарисовать на листе бумаги простые симметричные изображения, буквы или восьмерки одновременно двумя руками или попробовать вместе с малышом выполнить упражнение «Ухо-нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, правой - за ухо. Одновременно отпустите ухо и нос. Одновременно отпустите ухо и нос. Хлопните в ладоши и поменяйте положение с точностью до наоборот – это вовсе не просто.

Как проводить занятия?

- Прежде чем предлагать пальчиковую игру малышу, познакомьтесь с ней сами, разберитесь с движениями пальцев.

- Для разминки и подготовки к проведению игр предложите крохе пальчиком правой, а затем и левой руки нарисовать круг, линию – вертикальную и горизонтальную. Если игра предполагает движения одной рукой, то постепенно малыш должен научиться выполнять движения пальцев и правой, и левой рукой. Пусть малыш сжимает и разжимает кулачок.

- После такой разминки прочитайте стихотворение и покажите движения пальцев и кистей. Покажите малышу, как «рассказывать» стихи руками. Пусть он повторяет за вами, а затем постепенно выполняет упражнение самостоятельно. Хорошо, если ребенок сможет придумывать новые игры, слова, образы и движения. Выучив одну игру, кроха обязательно постарается инсценировать другие стишки и песенки. Если малыш не выполняет упражнение в точности, а фантазирует, не сердитесь, отнеситесь к этому как к творческому подходу. Если у него плохо получается повторять за вами, помогите ему. При возникновении трудностей можно взять руку ребенка и сделать движение вместе с ним. После заучивания движений можно обходиться только словесным описанием.

- Сразу много игр давать не стоит, ограничьтесь одной-двумя в день. Лучше повторите каждую игру два-три раза. И старайтесь найти удобное время, когда и вы, и малыш готовы с удовольствием провести несколько минут вместе за интересным и полезным занятием.

 

Памятка «Наши руки не знают скуки»

Массаж ладоней и пальцев рук


- Массаж пальцев  (с большого и до мизинца).

Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками (приговорками).

-Массаж ладоней шестигранным карандашом.

Грани карандаша легко покалывают ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Пусть ребенок поместит карандаш между ладонями и вращает, перемещая от основания ладоней к кончикам пальцев. Детей учат пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживать его в определённом положении в правой и левой руке.

-Массаж пальцев рук колечками.

Пять небольших колечек надеваем по одному на каждый пальчик левой руки, затем – на каждый пальчик правой. Надевая, называем пальчики: большой, указательный и т. д.

-Массаж грецкими орехами:

а) катать два ореха между ладонями;

б) прокатывать один орех между пальцами;

в) удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки;

г) удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук.

- Массаж ладоней каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками.

Детям предлагаются шарики, которые можно просто вертеть в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять»,  направлять в специальные желобки и лунки, состязаясь в меткости. Закрепите маленький шарик на ниточке. Пусть ребенок щелчками (каждым пальцем по очереди) «отстреливает» этот шарик.

-Массаж ладоней щеткой или массажным мячиком.

-Массаж бусами.

Перебирание бус развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать количество бусинок ( в прямом и обратном порядке ).

 

Пальчиковые игры

С помощью пальчиков передают события сказок и стихов – получаются своеобразные инсценировки. При проведении пальчиковых игр важно придерживаться принципа, который связан с возрастными особенностями речевого развития дошкольников: примерно до 4-5 лет дети только действуют пальчиками, а текст говорит взрослый; старшие дошкольники начинают сопровождать такие игры словами.

Пальчиковые игры можно условно разделить на три группы:

а) игры без предметов;

б) игры с предметами;

в) игры с использованием атрибутики.

Пальчиковые игры без предметов

Обычно сопровождаются стихотворениями, потешками. К ним относятся игры на загибание и разгибание пальцев рук («Пальчик, пальчик, где ты был?», «Раз, два, три, четыре, пять, хотят пальчики поспать» и игровые упражнения), например:

Раз, два, три, четыре, пять,

(Загибаются пальцы, начиная с большого.)

Буде листья собирать,

(Сжимаются и разжимаются кулаки.)

Листья березы, листья рябины, листья тополя, листья осины, листья дуба мы соберем,

(Загибают пальцы, начиная с большого.)

Маме осенний букет отнесем.

(шагают по столу средним и указательным пальцами.)

Н. Нищеева «Осенние листья»

Игры с использованием атрибутики

Использование атрибутики повышает интерес к пальчиковым играм. При этом сами атрибуты никакой развивающей нагрузки не несут, они как бы украшают упражнение, делая его для ребенка более привлекательным. В качестве атрибутов можно использовать изображения небольших фигурок (7-8 см), вырезанных из журналов, открыток, старых книг и т.д. Выбранный персонаж приклеивается на картон и вырезается по контуру. Затем к фигурке пришивают круглую резинку, диаметр которой должен быть таким. Чтобы оно плотно облегала основания детских пальцев (среднего и указательного или указательного, среднего и безымянного).

Игра «Зарядка». Дети выбирают понравившиеся им фигурки  и закрепляют их на основания среднего и безымянного пальцев. Эти пальцы – ноги, указательный и мизинец – руки. Большой палец прижат к ладони. Взрослый предлагает сделать зарядку (на столе): ходьба – шагаем на месте, высоко поднимаем ноги (средний и безымянный пальцы); шагаем вперед; останавливаемся – раз, два.

Пальчиковые игры с предметами

Любимые колпачки для пальчиков. Для выполнения упражнения каждому ребенку понадобятся колпачки. Их можно сделать из бумаги или срезать кончики со старых детских перчаток. Дети выполняют действия по ходу рассказа: «Жили-были пальчики. Они многе умели делать: и трудиться, и веселиться. Очень любили пальчики наряжаться в свои любимые колпачки. Утром вставали и сразу колпачки надевали. Весело проходил день, а ближе к ночи пальчики уставали и ложились спать. Перед сном они снимали колпачки».

(Дети снимают каждый колпачок (шапочку) при помощи других пальцев этой же руки. Пальцы другой руки не помогают.)

Варианты упражнений:

- Разрывание бумаги на мелкие кусочки и создание аппликации.

- Обрывание листа бумаги. Эта работа связана с содружеством обеих рук. Желательно предлагать ребенку задания не только на произвольное обрывание, но и по контуру (геометрические фигуры, предметы, животные).

- Сложите бумажную салфетку вчетверо. Ребенок может выщипывать двумя пальцами полукружья со сгибов. Когда он развернет салфетку, то увидит кружевной узор.

- Попросите ребенка помочь вам собрать бусинки. Пусть он их опускает в коробочку с маленьким отверстием. Затем он может нанизать их на нитку в определенном порядке, чередуя по форме, цвету или величине.

-Предложите ребенку скатать шарики из пластилина. Затем – расплющить шарики в лепешки большим и указательным пальцами. Можно скатать жгутики, вылепить из них баранку, сплести канатик. Можно вылепить из шариков морковку, яблочко, грибок, змею с пятнышками из пластилина другого цвета.

-С вашей помощью ребенок может «соткать» маленький коврик из материи или цветной бумаги: сделать внутри прямоугольника параллельные надрезы на расстоянии 1,5 см, затем по поперечным направлениям продевать цветные шнурки или полоски бумаги, переплетая ими полоски прямоугольника поочередно сверху или снизу.

-«Волшебные спички» (составление картинок по образцу, по памяти, произвольно). Ребенок способен выкладывать из спичек простейшие геометрические фигуры: квадраты, прямоугольники, треугольники. На этой основе можно создавать изображения предметов, интересных для него. Из спичек можно строить башни, домики, колодцы.

-Детям нравится демонстрировать свою силу. Попросите ребенка крепко сжать вашу руку, перетянуть пальцами ваши пальцы (поочередно сгибать и разгибать каждый палец).

- Игры на выкладывание узора (со шнурками, камешками, пуговицами, крупными семенами (бобы, фасоль, горох)).

-Рисование по шаблону.

-Штриховка.

-вырезание. Работа с ножницами упражняет ребенка в быстрой смене напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки. Поэтому чем больше ребенок действует ножницами, тем лучше получаются его работы. Тем совершеннее смена тонуса руки.

-Раскрашивание.

-Мозаика.

-Складывание разрезных картинок.

-«Сложи картинки из геометрических фигурок».

-Пальчиковый театр, теневой театр.

-Оригами (складывание листа бумаги в разных направлениях, изготовление поделок из бумаги).

-Ниткопись (выкладывание ниток по контуру какого-либо изображения) и др.

Подвижные игры

- «Шоферы» (дети двумя руками накручивают на палочку веревку, к концу которой привязана машина).

- С тряпичными мячами (дети подбрасывают и ловят их).

- «Бильбоке» (деревянная чашечка на палочке и шарик, укрепленный на шнуре и привязанный к концу палочки). Играющие подбрасывают шарик и ловят его чашечкой.

- «Собери мелкие предметы» (дети собирают мелкие предметы, разбросанные по полу).

Дидактические игры

- «Помоги Золушке разложить семена» (сортировка макарон, круп, крупных семян). Для этого родители сначала смешивают все семена. А ребенок раскладывает их по отдельным ячейкам.

. - «Завяжи узелок» Для этого понадобятся деревянная рака. Шнуры разной толщины, длины. Ребенку предлагают завязывать разные узлы по примеру и по желанию. Цель: развивать умение вязать различные узлы.

«Поймай колобок из воды». Для этого понадобятся сосуд с водой, разливная ложка, игрушечные колобки. Нужно выловить колобок разливной ложкой, слить с нее воду и положить колобок на поднос без воды.

- Игры с прищепками. Для этого понадобятся прищепки разных цветов, величины, контуры солнышка, тучи, звезды, ежика, круги разных цветов. Детям надо сделать лучик солнышку, дождик из тучки, украсить звезду, составить цветок, сделать ежику иголки. Цель: развивать умение работать с прищепками и создавать образ.

 

 

 

Тест (диагностика по руке)

Цель: выявление сформированности пальцевой координации.

Методика. Усадите ребенка за стол напротив себя и попросите его протянуть руку вперед. Возьмите детскую руку в свою, обязательно загородив ее своим телом или экраном с отверстием для кисти. Другой рукой дотроньтесь до пальца малыша. Попросите ребенка на второй руке вытягивать такой же палец, который вы трогаете.

Оценка. Если координация в норме, то трехлетний ребенок правильно определит большой палец. В 5 лет ему не составит труда вытянуть мизинец и большой. Шестилетний ребенок должен свободно различать большой, указательный и мизинец. Средний и безымянный пальцы определяют только дети с хорошей координацией.

 

 

 

 

Воспитатель:Гусева Л. Е.

Игры вместе с фольклором

Яндекс.Метрика