консультация для родителей "Как подготовить ребёнка к школе"
Консультация для родителей
«Как подготовить ребенка к школе»
Воспитатель Лужнева Г.В.
Вам известно состояние ожидания, когда кончается важная часть жизни, а впереди что-то очень значительное, притягательное, но пока ещё неопределённое? На душе смутно, одолевают самые противоречивые чувства: печаль расставания, радостное нетерпение, опасение чего-то неизвестного… Всё так перепутано, трудно… Вам известно это состояние? Тогда вы легче поймёте ребёнка, находящегося на важном этапе своей жизни: в промежутке между дошкольным и школьным детством.
Любознательность, любопытство- извечные и неискоренимые свойства человека. Мысль начинается тогда, когда у ребёнка возникает потребность ответить на вопрос. Вызывает эту потребность- одна из задач умственного воспитания. Особое место в нем занимает ознакомление детей с природой. В процессе систематических наблюдений у детей развивается наблюдательность, формируются устойчивые познавательные интересы. Благодаря наблюдениям природы ребёнок делает много открытий, познавая природу, закономерности её жизни и развития, у него формируются материалистические представления.
- Почему утки не мерзнут в воде, когда погода холодная? Почему осыпаются листья? Луна – это тоже солнце, только ночное?
Шестилетняя Лена так стремительно засыпает бабушку своими вопросами, что та не успевает отмахиваться от неё.
Наконец, выведенная из терпения, закипает:
-Уймись же, наконец! Сколько можно почемукать! Всё будешь знать- скоро состаришься!
Когда Лена гуляет вместе с папой, то многие «почему» и «отчего» получают исчерпывающий ответ.
-Почему река летом узенькая, а весной такая широкая, что берега залиты водой?
-А как ты думаешь, почему?- озадачивает отец дочку. С помощью папы Лена делает правильный вывод: весной снега тают, ручьи сбегают с полей и из лесов в реку, оттого
она становится широкой.
В дошкольные годы у детей интенсивно развиваются умственные способности- внимание, память, воображение, логическое мышление, наблюдательность. Задача взрослых- помочь им приводить в определённую систему полученные сведения об окружающем, сделать восприятие того или иного предмета или явления более полным, осмысленным. Вот почему не всегда полезен готовый исчерпывающий ответ: ваши объяснения должны заставлять детей вдумываться, напрягать мысль.
Необходима помощь взрослого, его наводящие вопросы, которые направляют мысль детей к исходному результату.
Первостепенная задача в подготовке ребёнка к школе- побуждать его к самостоятельной умственной активности, учить его логически мыслить. Длительные, многоразовые наблюдения особенно ценны, так как позволяют дошкольнику увидеть одно и то же явление как бы с разных сторон и путём сопоставлений самостоятельно прийти к объяснению заинтересовавшего его явления.
Шестилетнего Гришу «зачитывают» всё новыми и новыми книгами. Родители с гордостью говорят:
- Всё перечитали. Даже в библиотеке ничего нового не находим.
Нет необходимости каждый раз ребёнку читать или рассказывать что-то новое. Дошкольники глубже усваивают уже однажды прочитанные книги, встречаясь с ними как со старыми знакомыми они стараются «подсказать» рассказчику, что будет дальше, поправляют, если рассказчик
допустил неточность. В этом маленький слушатель проявляет высокую активность.
Еще в дошкольные годы ребенок должен усвоить: любая деятельность- игра, труд, занятие- требует определенной подготовки. Подготовка к предстоящей деятельности Одновременно настраивает ребенка на серьезный трудовой лад, создает в нем желание выполнить работу; уже сама подготовка как бы программирует его деятельность.
Не правы те родители, которые боятся перегрузки детского ума. Не правы и те, которые загромождают детское сознание большим количеством разрозненных и не по возрасту «умных» сведений. Родители считают, что их ребёнок развит «не по годам». На поверку же получается, что его знания лежат на поверхности, разрознены, что считает он механически, а о героях книг высказывает услышанное от взрослых мнение. Даже в жизненных ситуациях, выглядя всезнайкой, он лишь повторяет готовые словесные «штампы» взрослых, не осознавая истинного их смысла.
Разумно поступают те родители, которые готовят школьное «завтра» с первых проявлений любознательности ребенка и на доступных ему сведениях.
Начав воспитание своего ребенка, они по существу начинают готовить в нем и будущего школьника: весь его предшествующий опыт определяет успех учения.
Готовить ребенка к школе- это не только обеспечить количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные способности. И главное, сформировать в нем психологическую готовность к обучению- интерес и потребность к познанию нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям. А это достигается не только путем специальных занятий, но и в результате знакомства с окружающей жизнью- в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками.
Подготовка к школе требует комплексного подхода: надо помогать ребенку «умнеть» за счет всевозрастающей умственной активности, накапливания определенной суммы доступных знаний, а также приобретенных им психологических качеств.