Игры вместе с фольклором

<<Игры вместе с фольклором>>.

 

 

Воспитатель – Гусева Л.Е.

Обучающие игры фольклорного направления с детьми раннего возраста проводятся не только в детском саду. Их можно организовать и дома, в семье, они проводятся в основном, в игровой форме. Малышу трудно заставить себя делать то, что не вызывает у него интереса, поэтому очень важно пробудить этот интерес к игре, и в дальнейшем поддерживать его.

         С этой целью можно использовать сюрпризные моменты (неожиданное появление или исчезновение предмета). Например, мама заранее накрыла котика и предлагает дочке: «Анечка, давай посмотрим, кто же прячется от нас?». Снимает платочек: «Ой, кто это?». Малышка называет: «Котик». Можно ещё раз спрятать кошечку, а затем приступить к его рассматриванию. Обязательно используйте потешки, заклички, все, что связано с фольклором. Потешка:<<Котик>>

Кто там маленький живет,

Утром рано он встает,

Молочко из блюдца пьет,

Любит пеночки лизать,

Любит хвостиком махать,

Лапкой умывается.

Как он называется?

 

        Малыш будет, охотнее обучатся, если всё, что Вы используете во время обучения, имеет привлекательный вид (яркие кубики, шарики, нарядная кукла, яркая картинка и т. д.). Интерес ребёнка поддерживается и Вашим собственным отношением к тому, что Вы показываете, о чём рассказываете.

       Ваша речь должна быть эмоциональной, но в то же время она не должна чрезмерно возбуждать ребёнка. Меняйте интонацию, выделяйте её, главное – то, что малыш должен усвоить. Говорите короткими фразами, избегайте лишних слов, чётко произносите их. Например: «Серёженька, спрячь маленькую матрёшку в большую. Прокати красный шарик по красной дорожке».

         Нервная система ребёнка отличается малой выносливостью. Поэтому занятия с малышом не должны превышать 10-15 минут. Помните, что однообразие его утомляет, и обязательно старайтесь включить в занятие двигательные пятиминутки (попляши с куклой Катей; попрыгай вместе с зайкой; походи как мишка и т. д.)

 

 Катя, Катя маленька,

 Катенька удаленька,

 Пройдись по дороженьке,

 Топни, Катя, ноженькой.

-----------------------------

 Прыгают зайчата,

 Милые ребята,

 С зайкой весело скакать,

 Будем с зайкой мы играть.

---------------------------------

 Мишка косолапый,

 По лесу идет,

 Шишки собирает,

 В корзиночку кладет,

 Шишка отскочила,

 Прямо Мишке в лоб,

 Мишка рассердился,

 И ногою топ.

 

      Если Вы видите, что интерес к занятию у малыша падает, лучше прекратить его. Никогда не заставляйте ребёнка заниматься насильно!

       Занимаясь с малышом нужно определить, какого характера  затруднения он испытывает, в чём и какова может быть Ваша помощь. Может быть, Ваш ребёнок нуждается в однократном показе или однократном совместном действии. Наблюдайте за ребёнком, не упрощайте, не облегчайте ему задачу слишком, он должен прилагать собственные усилия. Но не ставьте и непосильных задач. Характер общения с ребёнком должен быть доброжелательным, выражать веру в малыша, поддержку и поощрение, не только за успехи, но уже за одно желание и старание самому действовать, всегда хвалите ребенка. И ещё… проявляйте терпение. Это трудно, но постарайтесь. Не делайте за малыша всё сами – когда-то ему надо учиться.

Предоставляйте детям возможность выбора (предметов, способов действий, его деятельности). Содействуйте освоению малышом предметного мира, больше сотрудничайте с ним, радуйтесь его удачам, поддерживайте и помогайте тогда, когда он сам с чем-то справиться не может. Ваш малыш познаёт мир своими темпами. Постарайтесь идти за ним, помогая, поддерживая, раскрывая его способности к развитию.

 

      После полутора лет  дети уже могут группировать предметы, не так резко различающиеся между собой, выделяя их по одному из признаков: по цвету, форме или величине. Вы должны чётко называть основные признаки предметов: « Это большая коробка, эта поменьше, а эта маленькая».

    К двум годам ребёнок может:

~ находить нужный цвет при выборе из четырёх предложенных ему;

~ раскладывать однородные предметы на две группы по цвету, форме,       величине;

~ собирать трёхместную матрёшку, пирамидку из пяти колец, коробки-вкладыши и т.п.

   На третьем году жизни дети могут более целенаправленно «изучать» мир предметов, их внешние свойства и назначение. Однако в этот период, воспринимая предмет, малыш, как правило, выделяет только отдельные признаки, те, которые сразу бросаются в глаза.

 

Предлагаем Вам игры,

в которые дети будут играть с удовольствием:

 

Кошка

 Вам потребуются: карточка с изображением кошки, игрушка-кошка.

 

Предложите малышу рассмотреть «киску». Пусть он вам покажет, где у нее «ушки, глазки, лапки, хвостик». Вспомните, как «разговаривает» кошка. Помяукайте вместе с ребенком. Поясните, что кошка — домашнее животное, потому что она живет в доме. Расскажите, что киска любит кушать, где спит, как играет. Поиграйте в кошку-игрушку. Покажите малышу, как надо гладить кису, пусть игрушка помурлыкает вашим голосом. Объясните ребенку, почему одно и то же животное называют кошкой (мама), котом (папа), котиком, кисой и т.д.  Прочитайте какую-нибудьпотешку или стишок о кошке, например:

 

Котик мягонький, котик ласковый,

Коготки из лап не вытаскивай.

Ты мурлыкалка, ты мяукалка,

Ты пушистая моя куколка!

 

Игра способствует  развитию речи, навыков  классифицирования. Знакомит с животным миром.

 

 

«Собака»

Вам потребуется: игрушка-собачка.

 

Придумайте вместе с ребенком имя вашей игрушке. Поинтересуйтесь у малыша: знает ли он, где живет собака. Сделайте конуру из кубиков или из картонной коробки. Расскажите ребенку, что собака умеет сторожить дом. Поиграйте в собаку-сторожа. Пусть малыш изобразит собачий лай, побегает на четвереньках. Поговорите о том, чем Собака отличается от кошки. Обобщите материал: собака, как и кошка, живет с людьми, значит, она — домашнее животное.

Моя собачка Лада,

Веселая и озорная,

Хвостиком виляет,

Лаять начинает,

Хочет Лада поиграть,

А потом пойти гулять.

 

Игра знакомит с животным миром, способствует развитию речи.

 

Голоса животных

Вам потребуются: карточки с изображениями животных или игрушки-животные.

 

 После того, как вы познакомили ребенка с животными, проведите обобщающие занятия. Вспомните, кто какие звуки издает, назовите их и изобразите.

                                Пчела - жужжит (Ж-ж-ж-ж).

Осёл — ревет (Иа-иа).

Утка — крякает (кря-кря).

Кошка — мяукает (мяу-мяу).

Петух — поёт, кукарекает (кукареку).

Ворона - каркает (кар-кар).

Индюк - кулдыкает (кулды-кулды).

Лягушка — квакает (ква-ква).

Кабаны, свиньи - хрюкают (хрю-хрю).

 Лошадь - ржёт (и-го-го).

 Коза — блеет (ме-е-е).

 Собака — лает (гав-гав).

Филин - ухает (уху-уху).

Гусь — гогочет (га-га).

Корова - мычит (му-у-у).

 Слон - трубит (ту-у-у).

 Тигр, лев - рычит (р-р-р).

 

Конечно, за одно занятие не стоит воспроизводить голоса всех животных. Спрашивать о том, какой звук издает то или иное животное, можно во время других игр, на прогулке и т.д.

 

Игра способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром.

 

«Мячики»

Вырежьте несколько кружочков: больших и маленьких. Скажите ребенку, что это колобки, которые катятся по дороге. Предложите малышу приклеить всех больших, рядом всех маленьких колобов. Можно приклеить их на разных листах: на одном листе-домике живут мамы-колобки, а на другом все детки. 

           Круглый, круглый колобок,

           Котился по дорожке,

           Прикатился к нам играть,

           И как мячик поскакать.

 

 Кружочки могут быть не только колобками. Пофантазируйте – это и яблочки (причем разного цвета), которые придет собирать ежик игрушка, это и мячики, с которыми будет играть Мишка. Уже ближе к трем годам игру можно усложнить: колобки захотели играть в чехарду – прыгают друг через друга. Клеим большой-маленький-большой-маленький круги. Рисуем две тарелочки – для маленькой куклы и большой. Маленькие яблочки клеим в одну тарелку для маленькой куклы, а большие в другую. Играя таким образом, называйте крохе цвета, размер, форму.

 

«Дорожка для куклы»

Когда ребенок неплохо усвоил круг и квадрат, их можно чередовать. Кукла Маша хотела пойти в гости к Мишке? Давайте сделаем для нее дорожку. Возьмите лист бумаги. На одном конце посадите куклу, на другом Мишку. Чтобы попасть в гости, делаем веселую дорожку, чередуя квадрат и круг.

 

Наша Маша рано встала,

В гости к Мишке собралась,

Приготовила корзинки,

Разложила угощенье,

По дороженьке пошла

Вафли с медом вкусные,

К Мишке принесла.

 

Яблоки и ягоды на тарелке

Пришла кукла Маша в гости к Мишке. Чем будет ее угощать Мишка? Он насобирал много яблок и ягод в лесу. Давай поможем Мишке положить их на тарелку, чтобы угостить свою гостью. Клеим на тарелку (вырезанный круг из бумаги) кружочки – маленькие ягоды и большие яблочки. Какие бывают яблочки? Сладкие, сочные, вкусные, ароматные. На чем растут? Кто их любит есть?

 

На моей тарелке,

Собрались поделки,

Вкусные и сладкие,

Сахарные ягодки.

 

Разноцветные шарики

Познакомьте кроху с еще одной геометрической фигурой – овалом. Вырежьте овалы и кружочки – это будут ваши шарики. Пусть одна из ваших игрушек пойдет на день рождения и подарит имениннику шарики. Приклейте разноцветные шарики. Деткам можно предложить нарисовать ниточки к шарикам того же цвета.

Я люблю шары цветные,

Развеселые такие,

Я когда гулять хожу,

Шар за ниточку держу.

 

 

 

«Грибы»

Разговаривая с малышом об осени, не забудьте упомянуть о грибах: где растут, какие бывают, кто их любит кушать, кто запасает грибы на зиму. Почитайте стихи про грибы. Предложите ребенку помочь белочке и сделать ей несколько грибочков. (вырезать из бумаги, нарисовать или слепить из пластилина)

 

Тащит белка в закрома,

Шишки, ягоды, грибы,

Знает маленький зверек,

Запасаться нужно впрок.

 

Веселый снеговик

Для его изготовления вам понадобятся круги разного размера. Приклеиваем три круга друг над другом, самые маленькие – ручки. Мама может дорисовать глазки, носик-морковку, ротик, пуговички, ведро. Называйте размеры малышу: «Это самый большой круг, его мы поместим вниз, чтобы наш снеговик был устойчивым и не падал. Где же у нас кружочек поменьше? Где еще меньше? Какие самые маленькие? Сколько их? Правильно, два». Зимние поделки целесообразно делать зимой, чтобы малыш понял, как его лепить и из чего.

 

Мы слепили три шара,

Сделали снеговика,

У него метла в руке,

И ведро на голове. 

 

Елочка, украшенная игрушками

В преддверии Нового года, украсьте с ребенком елочку. Предложите крохе на шаблон-елку наклеить разноцветные кружочки-игрушки. Ах, какая красивая елочка получилась! Спойте песенку про елочку. Загадывайте малышу загадки про елку, зиму, снег, Деда мороза или читайте потешки.

 

Снег пушистый повалил,

Даже Мишку разбудил,

Вылез Мишка из берлоги,

А вокруг – одни сугробы!

 

 

Салфетка

Ваш ребенок любит готовить еду и кормить кукол? Отлично. Предложите ему сделать для них салфетки, чтобы они вытирала свои ротики после обеда. Украшаем салфетку различными геометрическими фигурами. Например, кругами и квадратиками.

 

Бумажный квадратик – лежит на столе,

Салфеткой зовется квадратик,

Он вытрет мой ротик после еды,

Красивый и мягкий квадратик.

 

Рисунок на круге

Вы еще не приобрели ребенку игрушечную посуду? Это не беда. Предложите крохе самому изготовить тарелки для гостей. Вырежьте из картона круги – это будут тарелки. Их можно украсить. Дайте ребенку самому пофантазировать: это могут быть хаотично приклеенные кружочки, либо помещенные по краям тарелки. Покажите, что можно чередовать большие круги с маленькими. Тарелочки готовы? Можно и обед насыпать!

 

На моей тарелочке,

Рыженькая белочка,

Чтоб она была видна,

Все съедаю я до дна!

 

Флажок

Флажок клеим из двух элементов. Можно ручку и сам флажок делать разного цвета. Для изучения цветов, предложите малышу подобрать к каждому флажку ручку такого же цвета. Расскажите стишок про флажок.

 

Мой флажок как огонек,

Светится  играя,

У меня флажок в руке,

Я теперь большая!

 

Учимся распознавать звуки

 

Помогите малышу научиться распознавать звуки, которые его окружают. Прислушайтесь как тикают часы, попытайтесь им подражать. Ходите по квартире и прислушивайтесь к различным звукам. Сами можете стать их источником – открывайте, закрывайте двери, стучите друг об друга деревянными ложками, наливайте в стакан воду. Поиграйте с ребенком в игру: «Какой звук сейчас слышишь?».

В эту игру можно играть и перед сном. Во время сна могут мешать различные звуки. Помогите малышу свыкнуться с ними. Птицы, сирены, шум самолета, машин и т.д. Возможно, эта игра облегчит вам процесс укладывания спать.

 

 

 

 

 «Кубики»

Ознакомление с цветами спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Учить находить предметы по цвету. Развивать цветовое зрение придействий с предметами всех цветов спектра.

Кубики (сторона 5-6 см²) - 6 шт. Шесть сторон каждого кубика обклеиваются цветной бумагой, таким образом, чтобы каждая сторона фигуры была окрашена в один из цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый. Коробочка, вмещающая 6 кубиков, в два ряда по три.

 Покажите малышу вначале один кубик. «Этот кубик не простой, а забавный! Смотри, какие у него красивые стороны. Эта сторона - красная, эта - зеленая, эта - желтая!» -поясняет мама, поворачивая кубик. Игра с кубиками имеет много вариантов.

1)        Мама обращает внимание ребенка на цвета спектра, называет их. Кубики выкладываются цепочкой, повернутые одной из сторон определенного цвета. Таким образом, малыш видит перед собой, глядя на кубы сверху, «полосочку» одного из цветов спектра. Например, мама и ребенок выстроили «полосочку» оранжевого цвета. Мама проводит рукой вдоль кубиков и говорит: «Оранжевый». Просит ребенка повторить. Ситуация обыгрывается чтением потешек, сравнительными характеристиками, ответами на вопрос: «Что бывает такого же цвета?» (апельсин, лисичка и др.). Точно так же мама и малыш действуют с каждой «полосочкой» определенного цвета.

Потешки:

 

<<Красный>>

Красный цвет горит как жар,

У меня такой же шар!

--------------------------------------

Ярко красный гребешок,

Здравствуй Петя – Петушок!

 

<<Оранжевый>>

Этот цвет такой, как солнце,

Посмотри, малыш, в оконце!

-------------------------------------

 Этот цвет, морковки спелой,

 Угостим зайчаток смелых!

 

<<Желтый>>

Желтые: цыплятки —

 Шустрые ребятки!

----------------------------------

 Ярко-желтый Колобок,

 Покажи румяный бок!

 

 

<<Зеленый>>

 Какого цвета травка?

- Зеленая-муравка!

------------------------------

 Вот зеленый огурец!

 Скажем, малый-удалец!

 

<< Синий>>

Синяя птица в сказке живет,

Звонкие песенки детям поет!

---------------------------------------

  Ярко-синие цветочки:

 Незабудки, василечки!

 

<<Фиолетовый>>

 Фиолетовой фиалке холодно в лесу,

 Я солнечный луч в ладошках ей несу!

 

 2) Можно выстроить кубики по вертикали – «башенку», соблюдая те же условия игры. В этом случае желательно поставить ее на середину стола и вместе с ребенком обойти вокруг, отмечая цвет каждой стороны.

Мама учит ребенка укладывать кубики в коробочку в два ряда по 3 штуки, ориентируясь на определенный цвет. Малыш делает «коврики» (красный, оранжевый, желтый и т.д.). На каждый коврик укладываются какие-то мозаичные украшения, расцвечивая коврик.

 Учите ребенка чередовать кубы по цвету. Выполняются коврики рисунком «в шашечку». Мама учит ребенка чередовать предметы, ориентируясь на их цвет, а также подбирать сочетания цветов теплых и холодных тонов. При этом развивается сенсорная память, умение удерживать в голове поставленную задачу от начала до конца.

 Учите ребенка выкладывать кубики цветными дорожками, чередуя их по цвету.

Малыш играет с кубиками по своему замыслу. Мама называет цвета сторон, хвалит, если ребенок называет их сам.

 

Кубики, кубики –

Синие и красные,

Желтые, зеленые –

Строим с Дашей домики!

 

Все действия с предметами дети усваивают играя, это увлекает их, создаёт хорошее настроение!

 

 

Пусть живут в вашем доме ЛЮБОВЬ, ТЕПЛО и СЧАСТЬЕ!

Яндекс.Метрика